среда, 2 января 2008 г.

Шаг 2. О мотивации и первом секрете мастерства

Типичная ошибка начинающих писателей - начать и не закончить. Этим грешат и мэтры, но начинающие, то есть, мы с Вами, прочно держат первые позиции. Все дело, как Вы понимаете, в мотивации, то есть в данном случае с Вашим устойчивым и постоянным желанием писать

Дело в том, что у Вас еще не выработалась привычка работать, работать и работать. А нам надо эту привычку завести. Без нее никуда. Согласны? Поэтому нам нужно немного разобраться с мотивацией.

Сейчас я предложу Вам выполнить упражнение, которое поможет в те моменты, когда желание писать куда-то пропадает, воспрянуть духом, собраться с силами и снова писать-писать -писать.

Секрет прост - у Вас же есть тяга писать, правда? А когда мотивация пропала, этого желания как бы и нет. Где-то оно очень уж далеко спрятано. Для того, чтобы его вспомнить, давайте помечтаем и запишем результаты на листочек. Зачем? А чтобы Вы почувствовали какое замечательное будущее Вас ожидает!

Найдите удобное место, пусть это будет уютное кресло или какой еще удобный уголок, включите негромко музыку, которая помогла бы Вам унестись в будущее. Расслабьтесь.

Представьте, что сейчас Вы находитесь в будущем и пишете уже не один десяток лет. Вообразите, что Вы стали много лет назад известным и популярным писателем. Посмотрите - у Вас же полная полка Ваших книг!

Вы известный и популярный человек. А вот и фотография, на которой Вы и Ваши читатели. Вы успешны, почитаемы и к Вам каждый день приходят письма с благодарностями - откройте свой почтовый ящик. Видите? Даже из-за границы пишут!

Вы встаете, подходите к окну вашего кабинета, а за ним... О! Там такой вид!! Как Вам нравится!!!

Завтра у Вас встреча с читателями в Новосибирске, а через неделю Вас ждут в Аргентине - там тоже недавно вышла ваша книга переведенная на испанский язык.

Возьмите одну из Ваших книг с полки, откройте ее - о чем она? Пробегите глазами несколько страниц, вам нравится? Обратите внимание на язык, динамику повествования - это Вы. Да, это все написали Вы, и это любят миллионы читателей.

А теперь, чувствуя себя состоявшимся писателем, дайте совет тому человеку в прошлом, который только собирается начать путь писателя.

Задание.

Запишите свои советы на бумагу. Не надо усилено думать. Просто представьте, что вы уже 20 лет пишите и печатаетесь. Вы уже состоялись. Легко, интуитивно, как получится, напишите себе письмо с советами, пожеланиями, словами поддержки и веры. Пускай Ваши руки сами пишут. Вам понравится этот опыт.

Затем письмо пошлите себе через электронную почту или, что будет очень хорошо, в конверте! Представляете, как будет здорово! Когда Вы последний раз получали письмо из своего будущего?!

Как использовать это письмо? А вот как захочется, так и читайте. А особенно в те моменты, когда не верится, что из Вас может получиться мэтр.

Ну, а я дальше, о мастерстве. Секрет первый.

Как можно учиться писать? Много читать и учиться у авторов. Этим мы сейчас и займемся. Сначала я объясню что и как, а затем дам задание.

Один из способов - учиться писательству у любимых авторов. Читать, наблюдать, копировать или подражать - именно таким образом Ваш писательский арсенал пополняется.

Копийной практикой (как художники делают копии с академических работ, учась мастерству) мы будем заниматься на основном курсе, а пока - выбирайте себе гуру, у которых Вы будете учиться.

Причем читайте разных авторов. Не только любимых, но и тех, которых Вы на дух не переносите. И не надо тут снобизма типа "Фи, Донцова..." или "Коэльо - популист для псевдоинтеллигенции". Если такое в Вас возникло, подумайте почему. Что Вам не нравится в тех или иных авторах? Почему такое резкое неприятие?

На прочитанные книги у вас может быть несколько читательских реакций:

1. О! Я бы так точно написал, одной левой

2. Это просто читать невозможно, и это печатают! Я бы и то, лучше написал.

3. Вот это мастер! Мне бы так.

В первом случае Вам учиться у автора нечему. Таких откладываем в сторону. Во втором - Вы учитесь тому, как писать не надо (с Вашей точки зрения). А в третьем - вот Ваш идеал, кумир и т.п. На него и будем равняться.

Мы сделаем следующее:

У Вас наверняка есть любимый автор, которого Вы иногда перечитываете. Возьмите свою любимую книжку и прочитайте еще раз.

Если сложно определиться с любимой книжкой, возьмите ту, которую сейчас читаете. Правда, практически у любого автора есть чему научиться. У Бунина одному, у Чехова - другому, у Толстого - третьему. Тем более со временем пристрастия меняются. Непереносимый на дух Толстой в определенный момент стал очень интересен мне. Также мне сложно было бы ответить на этот вопрос - каждого любишь за свое.

Итак задание: берем книжку, читаем, а вот вопросы

1. Почему это твоя любимая книга/рассказ? Чем она тебя привлекает?

В книге обратите внимание вот на что:

Интересно ли закручена история? Легко оторваться от книги? Что вас держит? Выразительны ли герои? Чем?

Насколько с вашей точки зрения хорошо язык автора? Легко читается? Запоминаются ли словечки и выражения, насколько яркие образы у вас рисуются перед глазами.

Интересна ли сама тема? Что именно в ней? А когда ты брал эту книгу, что хотел в первую очередь там найти?

2. Чему вы можете у автора научиться?

А теперь посмотрев на книгу, задумайтесь над этим вопросом. В чем-то Вам хочется быть похожим на этого автора. В чем? Язык? А что обратило на себя ваше внимание? Отметьте это в Копилке мастерства. Что-то еще?

Подумайте еще вот над чем: ЧЕМУ Вы ХОТИТЕ у этого Автора с точки зрения писательского ремесла?

У вас может быть и несколько авторов, у каждого из которых можно чему-то научиться.

Например, лаконичности и мастерству рассказа у Чехова.

Тонкости стилистики, красоте языка у Бунина.

А на днях перечитывала Хемингуэя, так ему завидовала :-) - он сила.

Необычные метафоры -это Павич.

Жесткость, мужественность - Петрушевская

Утверждение жизни - Токарева.

Вывод- читать не только приятно, но и полезно. Читаем и учимся, чему научились - занесли в свою копилочку.


Итак, домашнее задание :-)

1. Написать себе любимому письмо

2. Перечитать рассказ или повесть своего любимого автора, ответить на такие вопросы: ПОЧЕМУ это любимая повесть? ЧЕМУ Вы можете научиться из этой повести, рассказа с точки зрения писательского ремесла? Ответ выложите на форум.

3. Заведите свою копилку мастерства, это удобно сделать, например, на нашем сообществе, или у себя в файле-блокноте....

На сегодня все, до завтра.

Ваша Юлия Шадрина

1 комментарий:

Александр комментирует...

Здравствуйте.

Прошу убрать из Вашего блога тексты курса Юлии Шадриной. Никакого разрешения на их публикацию Вам не давали.

Это называется воровством!