среда, 2 января 2008 г.

Шаг 2.2

Сегодня хочу познакомить Вас с интересным материалом, найденным мной на сайте "Как стать гением". Ссылка:http://education.kulichki.net/genius/gen4.html#top

Внимательно прочитайте текст- в нем кроется еще один из секретов мастерства. Итак, почему важно вести дневник, а также о пользе всегдашнего блокнота.

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПИСАКИ

В 20-е годы нашего века исследовательница Катерина Кокс подробно изучила биографии более трехсот исторических гениев - таких как сэр Исаак Ньютон, Томас Джефферсон, Иоганн Себастьян Бах. Ее исчерпывающее исследование сохранившихся фактов выявило поразительные совпадения в поведении и привычках этих выдающихся людей.

По мнению Кокс, одним из признаков гения является склонность красноречиво описывать свои чувства и мысли в дневнике, в стихах, в письмах к друзьям и родным. Эта тенденция начинает проявляться уже в раннем возрасте. Кокс наблюдала ее не только у литераторов, но и у военных, политиков и ученых.

Подтверждение словам Кокс можно легко найти, порывшись в библиотеке. Известно, что не более одного процента человечества имеют привычку описывать свои мысли и чувства в дневниках, заветных тетрадях или книгах. Но вот что интересно: добившиеся выдающихся успехов в жизни, как правило, попадают в этот один процент!

В библиотеке вы найдете обширнейший материал, включающий автобиографии, написанные великими, наиболее одаренными людьми на протяжении веков: <<Автобиографию>> Бенджамина Франклина, <<Автобиографические заметки>> Эйнштейна, объемистые <<Записные книжки>> Леонардо да Винчи, заполненные эскизами, графиками, тайнописью... К концу жизни - 1931 году у Томаса Эдисона насчитывалось около трех миллионов страниц заметок и писем. Так что же истинно: всякий писака - гений, или всякий гений - писака? Почему выдающиеся умы начинают вести дневники? Может быть, они предчувствуют свою будущую славу и хотят оставить наследство историкам? Или страсть к писательству есть побочный продукт напряженно работающего ума? Или - избыточно раздутого эго? А может быть - и именно здесь я хочу остановиться, - это механизм, с помощью которого люди, не рожденные гениальными, подсознательно развивают в себе выдающийся интеллект?

ФИЗИК, КОТРЫЙ НЕ ЗНАЛ МАТЕМАТИКИ

Английский изобретатель Майкл Фарадей был одним из наиболее выдающихся научных умов. Его теория электромагнитных полей и силовых линий вдохновила Эйнштейна. Тем не менее метод Фарадея озадачил и озадачивает до сих пор тех историков науки, кому присуща прямолинейность.

<<Фарадей... отличался абсолютной математической невинностью... - удивляется Айзек Азимов в "Истории физики". - Он разработал свою теорию силовых линий удивительно незамысловатым способом, представив их как резиновые ленты>>.

Ученые, видимо, еще долго не знали бы, что делать с силовыми линиями Фарадея, если бы Джеймс Кларк Максвелл впоследствии не описал их математически. Бедный Фарадей очень старался разобраться в построениях Максвелла, но в конце концов совсем запутался и написал Максвеллу письмо, в котором умолял его "перевести иероглифы на человеческий язык, который я сам бы смог понять".

Еще более необычными были записные книжки Фарадея. Он заполнял тысячи страниц необузданным, бессистемным, иногда поэтическим потоком мыслей.

"Сегодня все ручьи и водопады пенятся от избытка воды, - писал он в 1841 году после похода в Гейсбахе в Швейцарских Альпах. - Солнце светит ярко, и водопады пересекаются красивыми радугами".

Одна радуга привлекла его внимание.

"Она была как дух, сильный своей верой, как крепкая мачта посреди шторма... - писал он. - И хотя временами она таяла, но оживала вновь и продолжала стоять... И те брызги воды, которые в своей ярости могли смести ее, сами оживляли ее и придавали ей еще большую красоту...".

Как заметил писатель и ученый Томас Вест, вряд ли это простое совпадение, что именно радуга так очаровала Фарадея: сила и устойчивость формы радуги среди вихря и хаоса водопада таинственным образом напоминали об электромагнитных силовых линиях, сохраняющихся среди бесформенного эфира.

Один ученый, который попытался восстановить ход научной мысли Фарадея на основании его записей, был шокирован и разочарован, ознакомившись со страницами дневника, в которых ему не удалось обнаружить никакого глубокого смысла.

"Дневники... раздражают небрежностью записей, то и дело повторяющихся", - писал этот ученый. Он изо всех сил и совершенно тщетно пытался отыскать что-то, напоминающее разумные идеи, но вместо этого погряз "в трясине нечетко сформулированных принципов, концепций, наблюдений и фактов". В конце концов он вынужден был признать, что "само отсутствие шаблона... свидетельствует о том, как мыслил Фарадей... (подчеркнуто в оригинале). Фарадей откладывал на время необходимость понимать... он просто принимал идеи, которые являлись ему. Логическая связность идей определялась не априорной схемой, а естественно возникала из хаоса мысли".

Фарадей использовал метод, который я условно называю методом портативного банка памяти. Это очень просто. Вы покупаете маленький блокнот и носите его с собой повсюду, как это делали молодой Эйнштейн и Фарадей.

Метод работает, потому что удовлетворяет первому закону поведенческой психологии: как только вы записываете впечатление или мысль, вы формируете особый тип творческого поведения. Если же не удается записать свое озарение, вы, напротив, способствуете нетворческому поведению. Просто, не правда ли?

После совсем непродолжительной практики вы почувствуете резкий скачок качества и количества творческих мыслей. На самом деле импульсивное записывание мыслей есть грубое формирование потока образов. Эта привычка создает обратную связь между вашим сознанием, которое генерирует идеи, и вашим самоотчетом, который символически оформляется в блокноте.

У индусов есть специальное слово для обозначения такого самоотчета. Это драшта, что можно приблизительно перевести как "наблюдатель" или "свидетель". Драшта абсолютно объективен. Он бесстрастно взирает на мир и даже позволяет нам отделяться от тела и смотреть на себя со стороны. Можно представить себе блокнот как воплощение драшты. Он позволяет нам формализовать поток смутного восприятия, как если бы мы смотрели на все вполне объективно.

Магнитофонная запись потока образов также является драштой, поскольку она создает обратную связь между внутренним восприятием и объективным "свидетелем". Однако поток образов является более мощным инструментом, чем переносной банк памяти. Записывая мысли в блокнот, мы делаем это уже после совершившегося события, когда поток описания уже не может повлиять на мысленные образы. Более того, письмо исключает использование речи и слуха, которые так важны для потока образов.

Оба метода - и просмотр образов, и переносной банк памяти - стремятся соединить полюса мозга и стимулировать его возможности, которые не используются в других случаях. Особенно успешно оба эти метода работают в тандеме, когда они направлены на одно и то же наблюдение.

P.S. Если Вы никогда не заводили блокнота для записей - заведите. Очень удобно носить с собой маленький блокнотик. Важно, чтобы он помещался в Вашу всегдашнюю сумочку, карман. Мой всегла гораздо меньше ладони. Я в него записываю интересные наблюдения, фразы, словечки, зарисовки с натуры и т.п. А если над чем-нибудь сейчас работаешь - он просто незаменим. Туда же идут и мысли, и повороты сюжета...

Чем он отличается от копилки мастерства: в копилке мастерства Ваши наблюдения за писателями, их творчеством. Вы делаете пометки для себя исходя из того, что они пишут. Вы учитесь у них - тут удачные кусочки для копирования, понравившиеся метафоры, повороты сюжета- одним словом все то, что заставляет Вас по-хорошему позавидовать автору, все то, чего Вы еще не умеете, но хотели бы этому научиться.

Успехов,

Ваша Юлия Шадрина.

1 комментарий:

Александр комментирует...

Здравствуйте.

Прошу убрать из Вашего блога тексты курса Юлии Шадриной. Никакого разрешения на их публикацию Вам не давали.

Это называется воровством!