среда, 2 января 2008 г.

Шаг 3. Как найти идею для рассказа?

Как начать писать рассказ? Для того, чтобы этот вопрос стал актуальным, нужна идея. Предположим, что Вы ходите литературно беременнYY:-) Хочется написать, идея великолепная, а начать не можете, потому как не получается именно начать. В этом случае Вам надо сделать следующий шаг - составить композицию рассказа, то есть расположить события так, чтобы читатель не мог оторваться от начала до конца. Именно с этим мы займемся через пару занятий.

А сегодня тема нашего разговора - как найти идею для рассказа. Ведь именно с идеи все начинается. Именно после рождения замысла появляется жгучее чувство - "Надо написать!". Под идеей я имею ввиду этакую общую формулировку "Хочу написать о...". С идеей мы будем разбираться на следующем уроке.

Итак, как найти идею для рассказа.

Для начала немножко теории. Творчество состоит из нескольких этапов.

1. Первый этап инсайт- стадия отыскивания или формулирования (поиск подлежащих решению проблем, которые уже существуют и которые до них никто не замечал) или другими словами - поиск и задавание новых вопросов.

Если переводить все на русский язык - Вы ищете темы, идеи, новый взгляд на давно забытое, это стадия замысла рассказа.

2. Насыщение- стадия научного исследования

То есть Вы набираете как можно больше информации по своей теме из всевозможных источников, в том числе и из своей головы.

3. Вынашивание- стадия раздумий.

Тут все понятно - ходишь, размышляешь, думаешь... окурки на кухне такой творческой горкой возлегают в пепельнице :-) Это если вы курите.

4. Озарение-стадия внезапного решения

И тут ты кричишь - эврика! Нашел, и...

5. Верификация- придание решению конкретной формы и проверка его на наличие ошибок и на полезность

... и скорее за машинку, или там компьютер, или просто в блокнотик все записываете. Потом походили пару деньков и проверку написанному устроили, как мол тут с логикой и т.п.

А работа у нас в голове распределяется так: зарождение идеи, набор мыслей идей - инсайт - это левое полушарие, а обработка и написание, правка - правое. Это однако не значит, что правое не может чего-то такого родить :-). Оба полушария очень важны. Поэтому учиться обращаться и включать в работу надо уметь оба.

Итак, сегодня мы находимся первой стадии работы над рассказом.

У каждого замысел возникает по-разному. Кто-то четко выстраивает и конструирует, моделирует ситуацию, а потом она начинает оживать, нарастать подробностями и т.д. Кто-то садится и прямо с места в карьер выписывает страницу за страницей. Кто-то прописывает много отдельных эпизодов на карточках, а потом их перекладывает до тех пор, пока они не сложатся в нужный узор. Однако все начинается с толчка.

Подумайте, у Вас есть что-то в голове, что не дает вам покоя? Мысль, идея, ситуация, предмет, фраза, газетная заметка, чей-то рассказ? То, чем бы хотелось поделиться не просто с соседкой по лестничной площадке или приятелем на работе, то о чем хотелось бы рассказать многим. Есть? Отлично! Запишите прямо сейчас в свой дневничок. В конце к этой записи есть задание - задание No1.

Если же Вы в себе такого еще пока не заметили и идеи никакой не записали, то расстраиваться не надо - сейчас Вы научитесь эти идеи находить. И не одну две, а сочную дюжину. Способности-то к писательству у Вас есть. Это факт. Иначе Вы бы этот урок сейчас не читали бы.

Литературные способы рождения замысла.

Вдохновение черпаем в литературе.

1. Подражание. Характерно для начинающих. Вы читаете книгу, увлекаетесь, хочет написать что-то подобное, похожее, - и пишете по сути то же самое, но, естественно, хуже. Результат - литературная вторичность, эпигонство. Вас могут привлечь дальние страны, древние времена, Вам хочется напичкать побольше экзотики, взятой напрокат из книг, - "так интереснее", пока антураж преобладает над сутью.

"Эх, напишу-ка и я так же, и чтобы было интересно". И вот перед нами типа Коэльо, Маркес-Борхес, Пелевин... Через это проходит большинство пишущих. И это хорошо, когда начинаешь.

Взять того же Пушкина. Его ранняя лицейская лирика местами то на Жуковского похожа, то на Батюшкова, то... Так что уж если Пушкин подражал, то и нам подавно можно. Всегда надо начинать с чего-то и тренироваться. В художественных училищах по нескольку лет учащиеся пишут различные гипсовые головы, а потом у них есть даже так называемая копийная практика, когда старательно копируются произведения выдающихся мастеров. Копируя кого-то, Вы лучше узнаете стиль писателя, берете, заимствуете у него чего-то, что потом становится Вашим, но преломленное, через призму Вашего видения, приобретает уникальность, становится особенным.

2. Развитие. Как говорится, хороший писатель начинает там, где плохой закончил. Писатель читает книгу и натыкается на произведение или эпизод, близкие ему по творческой манере, но, на его взгляд, не развитые, не использовавшие богатые возможности материала, коллизии. Это подобно передаче эстафетной палочки: он берет готовое и идет дальше.
Так обычно работали Шекспир и Дюма: малозначительные сочинения разворачивались в блестящие романы и драмы. "Как здорово это можно написать, какие возможности!"
- так они мыслили. А вот Вам еще пример. Заметьте, <<Анна Каренина>> начинается там, где закончился <<Евгений Онегин>>!

3. Отрицание. При чтении книги, и хорошей, у писателя возникает мысль-протест: "А если сделать наоборот? Надо попробовать иначе. Нет, на самом деле все не так".

А что было бы если Раскольников был бы богат? Собрался идти на "пробу" и тут - раз и наследство? Мысли завертелись-закрутились?

Хемингуэй переосмыслил и вывернул наизнанку "Идиота" Достоевского, заменив добрейшего и беспомощного Мышкина боксером Коном в "Фиесте". Акутагава в "Бататовой каше" предложил обратный вариант "Шинели" Гоголя: бедный маленький человек получает желаемое в огромных размерах. Парадоксальный ход мыслей вообще плодотворен. Еще один пример. <<Гулливер в стране лилипутов>> и наоборот - <<Гулливер в стране великанов>>.

Так кстати работает не только мышление писателя. Сделать наоборот - один из изобретательских приемов, и это говорит несомненно о творческом мышлении.

4. Следование. Относится к коммерческой беллетристике. Писатель хочет, в принципе может и более или менее умеет писать, но долго не умеет найти свою собственную и выигрышную тему. И вдруг при чтении триллера, или производственного романа, или школьной повести пронзает мысль: "О! Вот как я буду писать! Верный путь к заработку, масса вариантов!" В сознании тут же возникает целый куст подобных произведений, подробности каждого - дело наживное. Так существуют детективы Родионова; школьные повести Алексина породили массу подражателей, создавших целое течение, а Штемлер сделался советским Хейли.

В связи с пунктами 3. и 4. - забавная и поучительная история: два молодых ленинградских писателя рассуждали о высочайшей критике Николаем I "Героя нашего времени": "Что сделал бы нормальный советский писатель, если бы ему на таком уровне было рекомендовано главным героем выдвинуть Максим Максимыча, и тогда все будет отлично? Да он бы придумал этому достойному офицеру массу приключений и подвигов, написал многотомную эпопею, разбогател и получил кучу премий!". Посмотрели друг на друга и вдруг захохотали: "Уже написано? Максим Максимыч Исаев!! Семеновский Штирлиц!.."



Поэтому на сегодня домашнее задание такое.

Фоновое упражнение (то есть выполняется каждый день).

Возьмите свою запись с сегодняшней идеей, подумайте над ней немного, а затем садитесь и начинайте быстро-быстро писать все, что приходит в голову. И так каждый день по 10-20 минут. Напоминаю, мы это делаем чтобы развить в себе привычку к писательству. Потом это станет потребностью и не писать Вы не сможете:-) Вот тут очень удобно использовать журнал http://www.journal.gennadij.pavlenko.name/ когда вы соберетесь переходить на основной курс я у вас обязательно про них спрошу - а вы мне ссылку - вот смотрите - каждый день писал!!!

Ответьте на вопросы и запишите в свой дневничок:

1. Приключения Буратино, Волшебник изумрудного города, Таня Гроттер. Как, на Ваш взгляд, родились эти истории? Для ответа используйте варианты рождения замыслов из объяснения выше.

2. Возьми любое произведение русской или какой другой литературы, Ваша задача на сегодня - опробовать вышеуказанные способы.

Как конкретно? Например, берем <<Вишневый сад>> или другое произведение, которое вам нравится, и начинаем думать, используя знакомые нам способы рождения замыслов. Используйте как минимум 5 способов на сегодня. Обязательно тренируемся в литературных способах рождения замысла.

Итак, что может получится?

1. Раневская продала вишневый сад, и .... (лит. развитие)

2. Раневская не продала вишневый сад, и.... ( лит. отрицание)

3. Раневской Лопахин дарит Вишневый сад, и... (лит. развитие)

4. На месте Раневской представим героиню фильма <<Блондинка в законе>>... (лит. отрицание- следование)

5. А если написать эту историю в стиле того же Коэльо. (подражание)

Если вам сложно брать большое и такое известное произведение, то можно взять что-нибудь попроще, ну например, детскую сказку про курочку Рябу или что-нибудь в этом роде.

1. А что если бы мышка не побежала и хвостиком не махнула? (отрицание)

2. А что если бы это яйцо было пусковым механизмом... (необычное допущение)

3. А что если перед нами детективный боевик: Группировка ББ узнает, что некая курочка должна снести золотое яичко и проводит обучение специального агента Мышь с целью внедрения в семью бабки Марьи и деда Иннокентия... (подражание)

Напишите, про что могут быть такие истории? То есть старая-новая история в вашем изложении, как минимум в 3-4 вариантах. Максимальным объемом я вас не ограничиваю, но не менее 10 предложений.

Творческих успехов, Ваша Юлия Шадрина


1 комментарий:

Александр комментирует...

Здравствуйте.

Прошу убрать из Вашего блога тексты курса Юлии Шадриной. Никакого разрешения на их публикацию Вам не давали.

Это называется воровством!